Операция наружного уха у онкологических больных
Пластическая хирургия. Операция наружного уха у онкологических больных. Анатомическая форма ушной раковины, состоящей из хряща и кожи, исключительно сложна. Практически любая операция на наружном ухе требует использования реконструктивных методик. Кожа ушной раковины плотно приращена к подлежащему хрящу, за исключением области завитка, где она более подвижна. Кровоснабжение ушной раковины в переднем отделе осуществляется за счет поверхностной височной артерии, в заднем и нижнем отделах – за счет задней ушной артерии. Иннервация наружного уха очень вариабельна и обеспечивается широкой сетью черепных нервов и ветвей шейного сплетения. Передние отделы ушной раковины и наружного слухового прохода иннервируются ушно-височным нервом (ветвь нижнечелюстной ветви тройничного нерва). Иннервация задних отделов ушной раковины и наружного слухового прохода осуществляется ветвями лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов. Большой ушной и малый затылочный нервы (из второй и третьей ветвей шейного сплетения) обеспечивают иннервацию заушной области и сосцевидного отростка.
Операция наружного уха у онкологических больных. Местная инфильтрационная анестезия наиболее часто применяется при операциях по поводу новообразований ушной раковины, при обширных вмешательствах производится общее обезболивание.
Закрытие местными тканями возможно лишь при очень мелких иссечениях на ушной раковине. При новообразованиях, расположенных на краю завитка и не превышающих 1/3 его длины, возможна клиновидная резекция ушной раковины, не приводящая к большим эстетическим дефектам (если не считать небольшого разворота ушной раковины кпереди). Если резецируют больший фрагмент ушной раковины, можно применить пластику W – Y-лоскутом или операцию Тренделенбурга.
Реконструкция ушной раковины W – Y-лоскутом: А – плоскоклеточный рак кожи ушной раковины, Б – схема разметки лоскута, В – общий вид больной через месяц после пластики
Дефекты кожи и хряща передней поверхности ушной раковины могут быть закрыты с помощью свободной кожной пластики, а также с помощью ротационного лоскута, взятого из кожи заушной области. В последнем случае используют трансаурикулярный лоскут на ножке, когда первым этапом кожный лоскут из заушной области выводят на переднюю поверхность ушной раковины через сквозной разрез в области прикрепления ее заднего края и подшивают к краям дефекта. После приживления лоскута через две недели вторым этапом операции производят рассечение питающей ножки с зашиванием дефекта ушной раковины. Преимущество заушного лоскута в том, что кожа в этой зоне хорошо подвижна, а рубец после закрытия донорской раны остается незаметным. При крупных дефектах кожи заушной области возможна коррекция двудольным лоскутом с шеи. Дефекты козелка обычно закрывают транспозиционным лоскутом на ножке из заушной области. Если по поводу опухоли удаляется весь козелок вместе с его хрящевой основой, возможна коррекция транспозиционным лоскутом с включением фрагмента хряща из ножки завитка. Коррекция дефектов мочки осуществляется с помощью транспозиционного лоскута из околоушной области. При обширных кожных дефектах ушной раковины применяется свободная кожная пластика, которая часто дает удовлетворительные результаты. Для хорошего приживления кожного трансплантата необходим сохранный перихондрий или пересадку следует выполнять на грануляции.